Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Страничка педагога-психолога

Дата: 30 марта 2020 в 16:40, Обновлено 1 декабря 2021 в 10:28

ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ  СРЕДА  КАБИНЕТА  ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА  НАПРАВЛЕНА  НА РАЗВИТИЕ  ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ  ПРОЦЕССОВ  И  СНЯТИЕ  ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ  У  ДЕТЕЙ,  А  ТАКЖЕ  НА  ФОРМИРОВАНИЕ  ПОЗИТИВНЫХ  ЭМОЦИЙ, СОЗДАНИЕ  СИТУАЦИИ  ТВОРЧЕСТВА,  УСПЕХА  И  РАДОСТИ  У  КАЖДОГО  РЕБЁНКА.

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ АНДРУШКЕВИЧ АЛЛА ВЛАДИМИРОВНА ПРИГЛАШАЕТ НА КОНСУЛЬТАЦИИ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) ВОСПИТАННИКОВ ГУО "ЯСЛИ-САД №4 г.ЩУЧИНА"

(СПРАВКИ ПО ТЕЛ. +375333218463)

ГРАФИК

работы педагога-психолога

ГУО «Ясли-сад №4 г.Щучина»

Андрушкевич Аллы Владимировны

День недели

Время работы

Понедельник

с 8.00 до 12.00

с 12.00 до 13.00 - обед

с 13.00 до 17.00

с14.00до15.00Психолого-педагогическое консультирование педагогов УДО

Вторник

с 8.00 до 12.00

с 12.00 до 13.00 - обед

с 13.00 до 17.00

Среда

с 10.30 до 14.00

с 14.00 до 14.30 - обед

с 14.30 до 19.00

с17.00до18.00 Психолого-педагогическое консультирование родителей

Четверг

с 8.00 до 12.00

с 12.00 до 13.00 - обед

с 13.00 до 17.00

с14.00до15.00 Психолого-педагогическое консультирование педагогов УДО

Пятница

с 8.00 до 12.00

с 12.00 до 13.00 - обед

с 13.00 до 17.00

с16.00до17.00 Психолого-педагогическое консультирование родителей

ГРАФИК

проведения консультаций педагога-психолога

с педагогами на  2021-2022 учебный год

№п/п

Дата проведения

Тема консультации

Примечания

06.09.2021

Психолого-педагогические условия адаптации детей в УДО (для педагогов 1- младших групп)

23.09.2021

«Обеспечение коррекционной и здоровьесберегающей направленности образовательного процесса при работе с детьми с особенностями психофизического развития» (для воспитателей групп интегрированного обучения и воспитания)

04.10.2021

«Психологические особенности поведения детей  при наличии семейного неблагополучия» (для воспитателей со стажем работы менее 5 лет)

18.11.2021

"Как формировать патриотические качества личности ребёнка через развитие эмпатии" 

13.12.2021

"Обучаем детей методам саморегуляции эмоций и поведения - способствуем их безопасной жизнедеятельности" (для воспитателей старших групп)

13.01.2022

"Как совершенствовать познавательную активность в детской исследовательской деятельности"

07.02.2022

"Психологическое здоровье ребёнка - залог его успешного обучения в школе" (для воспитателей старших групп)

17.03.2022

"Эффективные методы взаимодействия с семьёй" (для воспитателей со стажем работы менее 5 лет)

21.04.2022

"Как формировать ценностное отношение к своему здоровью у ребёнка дошкольного возраста"

05.05.2022

<font face="Times New Roman, serif">"Развиваем эмоции ребёнка через восприятие окружающего мира природы"</font>

ГРАФИК

проведения консультаций педагога-психолога

с родителями на  2021-2022 учебный год

№п/п

Дата проведения

Тема консультации

Примечания

08.09.2021

«Психологические особенности успешной адаптации ребёнка к условиям в дошкольном учреждении ».

13.10.2021

«Секреты общения с ребёнком в семье»

17.11.2021

"Как воспитать маленького патриота"

17.12.2021

<font face="Times New Roman, serif">"Как развивать исследовательские способности ребёнка в условиях семьи"</font>

19.01.2022

"Влияние семейного досуга на формирование детской познавательной активности"

16.02.2022

"Создаём условия для для психологического здоровья и безопасного поведения детейв семье".

23.03.2022

«Психологическая   ребенка к обучению в школе» (для родителей старших групп)

13.04.2022

"Воспитание без насилия в семье"

11.05.2022

<font face="Times New Roman, serif">"Как противостоять негативному влиянию интернета уже в дошкольном возрасте"</font>

Памятка родителям будущих первоклассников

10 заповедей для мамы и папы первоклассника

Готов ли ваш ребёнок к школе? Проверим слух, речь, логику...

Критерии готовности к обучению в школе

Рекомендации родителям для сохранения эмоционального здоровья вашего ребёнка

Левша, правша или амбридекстр.

ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ

Республиканская «Детская телефонная линия»

8-801-100-1611

Круглосуточный телефон 170 «ДОВЕРИЯ»

(бесплатный доступ для всех абонентов)

 

Телефоны «Доверия»

(экстренной психологической помощи)

для взрослых

8 017 352 44 44

8 017 304 43 70

для детей и подростков

8 017 263 03 03

В последнее время всё чаще появляется информация о подростковых суицидах.

ПОЧЕМУ? – этот вопрос задают себе родные и близкие подростков, которые решились на такой отчаянный шаг. Что же подтолкнуло ребёнка свести счёты с собственной жизнью?

Уважаемые родители! Предлагаем вам ознакомиться с материалами по профилактике суицидального поведения и здоровому образу жизни.

Памятка по профилактике суицидального поведения подростков

Когда мы теряем ребёнка из-за болезни или несчастного

случая - это огромное горе, но когда ребёнок сам прерывает

свой жизненный путь - это непоправимая трагедия.

Суицид - умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).

Суицидальное поведение - это проявление суицидальной активности - мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения. Одно из форм девиантного поведения при острых аффективных реакциях.

Причины подростковых самоубийств:

  • Проблемы и конфликты в семье.
  • Насилие в семье.
  • Несчастная любовь.
  • Подражание кумирам или из чувства коллективизма.
  • Потеря родственников и близких.

Что можно сделать для того, чтобы помочь подростку:

  1. Подберите ключи к разгадке суицида,
  2. Примите суицидента как личность.
  3. Установите заботливые взаимоотношения.
  4. Не спорьте.
  5. Будьте внимательным слушателем
  6. Задавайте вопросы.
  7. Не предлагайте неоправданных утешений.
  8. Предложите конструктивные подходы.
  9. Вселяйте надежду.
  10. Оцените степень риска самоубийства.
  11. Не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска.
  12. Обратитесь за помощью к специалистам.
  13. Важность сохранения заботы и поддержки

 Признаки, предупреждающие о возможности суицида:

  • перемены в поведении - уединение, рискованное поведение;
  • проблемы в учёбе - падение успеваемости, эмоциональные взрывы, засыпание на уроках;
  • признаки депрессии - перемены в питании и времени сна, беспокойство, безнадежность;
  • чувства вины, потеря интереса;
  • устные заявления - «Я желаю быть мёртвым», «Оставь меня в покое»;
  • темы о смерти - накопительный интерес к данной тематике, усиленное внимание к оккультизму, тяжёлому металлу в музыке;
  • вызывающая одежда;
  • предыдущая суицидальная попытка;
  • подростки практически не умеют (и не способны) справляться с трудностями;
  • сексуальное или физическое злоупотребление;
  • употребление, а в последствие, и злоупотребление алкоголем;
  • неожиданная беременность;
  • наличие среди знакомых тех, кто ранее практиковал суицид.

Первая помощь при  суициде.

1. Если Вы стали свидетелем самоубийства, а у Вас нет времени на преодоление собственного  эмоционального шока, нужно принять быстрые действия.

2. Необходимо вызвать помощь по телефону: 3-11-03

3. Попытаться оказать первую доврачебную помощь:

  • остановить кровотечение - на вены наложить давящую повязку, на артерии (пульсирующая алая струя)- жгут выше раны;
  • при  повешении часто травмируются шейные позвонки, потому, после того как пострадавшего вынули из петли, надо избегать резких движений;
  • если нет пульса, проводить непрямой массаж сердца и искусственное дыхание до прибытия бригады скорой помощи;
  •  при отравлении - вызвать рвоту, если человек в сознании!
  • при бессознательном состоянии следить за проходимостью дыхательных путей и повернуть голову на бок, чтобы не запал язык;
  • если пострадавший может глотать, принять 10 таблеток актированного угля,
  • если пострадавший в сознании - необходимо поддерживать с ним постоянный!!! контакт,
    психологически не оставляя его одного!!!

 Типичные ошибки и заблуждения, бытующие среди взрослых, которые затрудняют профилактику самоубийств.

Заблуждение1. Самоубийства совершаются в основном психически ненормальными людьми.

Заблуждение 2.  Самоубийства предупредить невозможно. Тот, кто решил покончить с собой, рано или поздно это сделает.

Заблуждение 3. Если человек открыто заявляет о желании покончить с собой, то он никогда не совершит самоубийства.

Заблуждение 4. Если загрузить человека работой, то ему некогда думать о самоубийстве.

Заблуждение 5. Чужая душа - потемки. Предвидеть попытку самоубийства невозможно.

Заблуждение 6. Существует некий тип людей,"склонных к самоубийству"

Заблуждение 7. Не существует никаких признаков, которые указывали бы на то, что человек решился на самоубийство.

Заблуждение 8. Решение о самоубийстве приходит внезапно, без предварительной подготовки.

Признаки готовящего самоубийства.

  • Приведение своих дел в порядок - раздача ценных вещей, упаковывание. Человек мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить всё в порядок. Делает последние приготовления.  
  • Прощание. Может принять форму благодарности различным людям за помощь в разное время.
  • Внешняя удовлетворённость - прилив энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить.
  •  Письменные указания (в письмах, записках, дневнике).
  • Словесные указания или угрозы.
  • Вспышки гнева у импульсивных подростков.
  • Потеря близкого человека.
  • Уход из дома.
  • Бессонница.

Самоубийство ребёнка

часто бывает полной неожиданностью для родителей.

Помните, дети решаются на это внезапно!

Памятка

для родителей  по профилактике суицидального   поведения  у детей и подростков

                                                                             

Суицид - умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).

Суицидальное поведение - это проявление суицидальной активности – включает в себя суицидальные покушения, попытки и проявления.

К суицидальным покушениям относят все суицидальные акты, не завершившиеся летально по причине, не зависящей от суицидента (например, своевременная реанимация).

Суицидальными попытками считаются демонстративно-установочные действия, при которых суицидент чаще всего знает о безопасности применяемых им средств самоубийства. Однако вышесказанное не снижает потенциальной опасности подобных действий.

К суицидальным проявлениям относят суицидальные мысли, намеки и высказывания, не сопровождающиеся какими-либо действиями, направленными на лишение себя жизни.

Причины подростковых суицидов

Наиболее частыми причинами суицидов у подростков называют неразделенную любовь, конфликты с родителями или сверстниками, наличие страха перед будущим, или проблемы одиночества.

Кроме того, значительно усугубляют ситуацию многократное муссирование случаев самоубийств в средствах массовой информации, а так же — широкая доступность интернет-ресурсов, отражающих данную тематику.

Особенностью подросткового суицида является то, что истинное желание свести счеты с жизнью имеют только 10% из них, все остальные таким образом «кричат» о помощи, пытаясь данной попыткой привлечь внимание значимых людей. Такое поведение носит часто демонстративный характер, может являться «суицидальным шантажом». К сожалению, в том числе, и такие поступки нередко заканчиваются гибелью подростка.

Наиболее критичным является весенний период и начало лета, когда начинаются каникулы.

Что делать, чтобы помочь собственному ребенку избежать подобной ситуации и какой должна быть профилактика суицида?

Непрерывный контакт с родными, нормальное чувство эмоциональной привязанности, когда ребенок уверен, что вне зависимости от его поступков, успехов (оценок, отношения учителей и проч.) он все равно любим и будет принят, получит поддержку и прощение, если совершил ошибку.

Включенность подростка в жизнь семьи и наоборот, семьи в жизнь подростка: принятие его друзей, совместные с родителями дела (досуг, поездки, обсуждение проблем). Большой проблемой современности является именно недостаток времени для общения детей и родителей, зачастую в силу большой занятости родителей, когда ребенок фактически остается один на один со своими проблемами, а родитель, максимум оставляет за собой сугубо контролирующую функцию, совершенно забывая о необходимости эмоциональной, психологической связи.

К подростковому возрасту ребенок должен поверить в реальность и необратимость смерти. Если Вы являетесь родителем, вспомните, как часто ребенок имел опыт горевания, переживания утраты. Как бы неожиданно для кого-то это ни выглядело, но именно по причине того, что подросток не имеет четкого представления о том, что смерть реальна, порой совершаются демонстративные попытки суицидов, «игра» в смерть. Многие родители, стремясь уберечь ребенка от сиюминутного горя и слез скрывают правду о гибели любимого домашнего животного, объясняя его исчезновение том, что оно убежало. Как много родителей оказываются неготовыми ответить правду на естественный в определенном возрасте вопрос ребенка «Мама, а я (ты) умру (умрешь)»? Таким образом, парадоксальное неверие подростка в конечность жизни делает попытки суицида так же реальными.

Внимательное отношение к эмоциональному состоянию ребенка. Да, резкие перепады настроения характерны для детей, переживающих острые периоды гормональной активности. Но если подавленное настроение, неверие в собственные силы, высокая тревожность длятся долго, а ребенок не получает своевременной поддержки от значимых людей, то последствия могут быть весьма печальными.

Семейный оптимизм. На рост числа суицидов во всем мире влияют и многие внешние факторы: политическая, социальная и экономическая нестабильность, безработица, угроза войны, которые увеличивает и число суицидов у взрослых. Теперь представим, что в семье подростка оба родителя, а зачастую и бабушки, дедушки постоянно находятся в состоянии беспомощности, подавленности, психологической нестабильности, эмоционально и сокрушенно обсуждают происходящие в мире события. В этом случае, ему просто некому помочь справиться со стрессом. Именно во взрослых, значимых людях в норме ребенок ищет поддержку, именно они являются опорой. Увы, в ситуации, когда опора сама неустойчива, риск печального исхода многократно увеличивается. Существует здесь и большая вероятность возникновения подростковой депрессии, которую не всегда замечают, в силу своей занятости или собственного стресса, родители. По статистике, большая часть суицидов во всем мире совершается именно на фоне депрессии.

Это те минимальные меры профилактики суицидов, которые вполне осуществимы в любой семье.

Если Вы заподозрили, что с настроением ребенка что-то не так, он в течение длительного времени находится в угнетенном состоянии (внимание: часто состояние депрессии у подростка может внешне быть замаскировано под то, что многие родители воспринимают как лень), немедленно обращайтесь за помощью к специалистам. Косвенными признаками подростковой депрессии могут быть молчаливость, сниженное настроение, уход в себя, многочасовое «лежание» с ноутбуком (и проч.) на коленях, нежелание двигаться, выходить на улицу, заботиться о собственном внешнем виде, неряшливость, утрата способности получать удовольствие от вкусной пищи.

Диагностическую работу могут провести психологи. В зависимости от причины, вызвавшей такое состояние, может понадобиться либо психологическая коррекция семейных, детско—родительских отношений, либо психотерапия. В некоторых случаях, когда речь идет о депрессии средней и тяжелой степени, просто необходима будет помощь врача — психотерапевта и назначение фармакологического лечения.

Депрессия — это серьезное заболевание, и страдают ею не только взрослые, но и подростки, и даже дети школьного и дошкольного возраста.

В любом случае, что бы ни было вероятной угрозой и причиной суицида у подростка, проблема требует серьезнейших мер профилактики и лечения. Только внимательный родитель, вовремя обративший на это внимание и пришедший за своевременной помощью способен спасти жизнь собственного ребенка и предотвратить непоправимый шаг.

Работа с подростком требует специальных навыков и высокой квалификации специалиста. Только опытный подростковый психотерапевт, психиатр способны помочь, если такие попытки уже совершались, либо ребенок косвенно или прямо сигнализирует о подобных намерениях.

Подойдите к выбору психотерапевта для подростка правильно. Не доверяйте специалистам, чей уровень образования и опыт работы Вы не можете проверить.

Если не удается уговорить ребенка пойти на прием к психологу (психотерапевту, психиатру), для начала посетите специалиста без него. Квалифицированный врач, имеющий в своей практике опыт работы с детьми данного возраста, несомненно, поможет выработать верную для родителя стратегию поведения и разрешения ситуации.

Угроза подросткового суицида — ситуация, где нельзя наблюдать и ждать — нужно незамедлительно действовать!

Уважаемые родители, есть небольшой совет, который должен стать для Вас законом: подросток заговорил с вами о своем – бросайте мыть посуду, положите телефонную трубку, отложите все свои дела, садитесь напротив, глаза в глаза – и слушайте, вникайте, сопереживайте, думайте вместе!

 И еще: ребенок, подросток должен знать, что он всегда может рассчитывать на вашу поддержку и помощь.

Нельзя смеяться, даже если вам какая-то детская проблема кажется сущим пустяком. И в 12 лет бывает безответная любовь. Дети в отличие от большинства взрослых, максималисты. Они живут только сегодняшним днем, по принципу "все или ничего". Их не утешают слова "много будет у тебя таких Петей". Ребенку нужно сейчас, а не в далеком будущем. И если в данную минуту подросток не может получить желаемое, то он видит только одно решение – "ничего".

Поэтому радуйтесь, что ребенок со своим горем пришел именно к вам, а не к чужому человеку. Он вам доверяет. А это значит, что совместными усилиями вы легко преодолеете его "большие проблемы".

Самое главное, чтобы ребенок знал, что жизнь прекрасна и родители его очень любят.

 Рекомендации психолога родителям по предупреждению суицидального поведения и созданию благоприятного микроклимата в семье.

  1. Говорите о своей любви к ребенку. Не стесняйтесь проявлять свою любовь к ребенку, дайте ему понять, что будете любить его всегда и при любых обстоятельствах.
  2. Обнимайте своего ребенка не менее четырех раз в день. Объятия – знаки любви, они питают ребенка эмоционально, помогая ему психологически развиваться.
  3. Согласованность между родителями. Действия родителей по отношению к ребенку должны быть согласованными.
  4. Помните о том, что дети являются нашим отражением. Они берут пример с нас и поступают чаще всего так, как мы поступаем в нашей жизни.
  5. Если вы решили провести с ребенком воспитательную беседу...Только спокойный и доверительный тон может донести до ребёнка мысли и требования родителей. Если вы кричите, у ребенка формируется привычка реагировать только на громкий звук.
  6. Будьте эмоционально уравновешены. Если Вы находитесь в возбужденном состоянии, раздражены, взвинчены – постарайтесь успокоиться. Для этого можно послушать спокойную музыку, прогуляться, 15 минут побыть в тишине– у каждого свои механизмы восстановления. Только в спокойном состоянии человек способен принимать взвешенные решения.
  7. Оценивайте поступок, но не личность. К сожалению, именно в этом пункте таится самая распространенная и самая серьезная ошибка. «Ты плохой» (оценка личности) звучит вместо уместного в этой ситуации «ты поступил плохо» (оценка поступка). Необходимо конкретно объяснить, в чем состоит ошибка, почему ребенок поступил неправильно. Если критикуются поступок, конкретная ошибка, а не личность, то у ребенка отпадает необходимость защищаться, а с ней и ненужные страхи, боязнь наказания, вынужденная ложь и т.д. То же самое касается и взаимоотношений между взрослыми.
  8. Никогда не вспоминайте о совершённых ошибках. Всё, что было, должно оставаться в прошлом. Каждый имеет право ошибиться – и ребенок и взрослый.
  9. Ни в коем случае нельзя сравнивать. Нужно помнить, что каждый из нас уникален, неповторим, поэтому откажитесь от сравнений людей между собой. Если решили сравнить человека, то только с самим собой. Например: «Раньше ты часто злился, а теперь очень редко».
  10. Разговаривайте о чувствах и эмоциях друг друга. Если увидите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет всё сам, но обязательно узнайте, что случилось. Делитесь со своим супругом и детьми переживаниями, это поддерживает доверие в отношениях, развивает эмпатию.
  11. Физические меры воздействия и оскорбления категорически запрещены. Физические наказания, основаны на страхе перед болью. Именно страху перед болью и инстинкту самосохранения, а не высокой сознательности взрослые должны быть обязаны, когда в процессе порки слышат фразу: «Прости, я больше не буду!».
  12. Похвала. Любое совершенное ребенком усилие, попытку достичь цели необходимо отмечать и поощрять. Не важно, к каким результатам он пришел, главное  - отметить старание. Оставить это без положительной оценки нельзя. Тот факт, что Вы оценили, пусть небольшое, достижение ребенка, принесет ему ощущение успеха, радости, удовлетворения от проделанной работы, что уже будет являться наградой (старайтесь обходиться без материального поощрения). Если обещали похвалить – хвалите, иначе, ребенок перестанет вам верить, а вместе с тем подорвется доверие к окружающим. Супруги не должны забывать и друг о друге. Обязательно хвалите своего супруга, взрослые люди так же как дети нуждаются в похвале и внимании.
  13. Проводите с ребёнком своё свободное время, чтобы он всегда себя чувствовал нужным и любимым. Часто родители жалуются: «Нет времени», важно не сколько времени Вы проведете со своим ребенком, а как Вы это свободное время (пусть даже 5 минут), организуете.
  14. Использовать в повседневном общении приветливые, нежные фразы. Например, мне с тобой хорошо. Я рада тебя видеть. Хорошо, что ты пришел. Мне нравится как ты… Я по тебе соскучилась. Давай посидим, поделаем вместе. Я люблю тебя. Как хорошо, что ты у меня есть. Ты мой хороший. Это укрепляет чувство самоценности, самооценку, укрепляет и объединяет Вашу семью.

Педагог-психолог                                                А.В.Андрушкевич

Домашнее насилие: это больше, чем семейный скандал.

 Любой человек может быть подвергнут насилию, но в семье чаще всего ему подвергаются женщины и дети ...

Зачастую женщина, живущая в ситуации насилия, даже и не догадывается, что то, что с ней происходит, является насилием.

Домашнее насилие - это повторяющийся с увеличением частоты цикл: физического, словесного, духовного и экономического оскорбления с целью контроля, запугивания, внушения чувства страха.

По результатам исследования Центра социологических и политических исследований БГУ, четыре пятых белорусских женщин в возрасте от 18 до 60 лет подвергаются психологическому насилию в семье. Каждая четвертая - физическому насилию. 22,4% женщин испытывают экономическое и 13,1% - сексуальное насилие со стороны мужа или постоянного партнера. Избиению подвергались 6,5% опрошенных мужчин и 11,3% женщин, принуждались к половой связи - 5,7% мужчин и 12,7% женщин, отказ в деньгах для приобретения жизненно важных вещей испытывали 7,8% мужчин и 17,2% женщин.

Формы насилия в семье:

  • физическое насилие: шлепки, удары руками и ногами, таскание за волосы, побои ...
  • сексуальное насилие: непристойные сексуальные прикосновения, взгляды, разговоры, навязанный половой контакт является преступлением и в супружеских отношениях...
  • психологическое насилие: словесные оскорбления, угрозы, унижения, крики, грубость, неоправданная ревность, вмешательство в личную жизнь, доведение до самоубийства...
  • экономическое насилие: запрещение поступать на работу или принуждение оставить работу, полный контроль за расходами, отбирание денег, сокрытие доходов, уклонение от уплаты алиментов...
  • использование детей для установления контроля над взрослой жертвой: использование детей как заложников; принуждение детей к совершению физического и психологического насилия над взрослой жертвой; борьба за родительские права с использованием манипуляции над детьми и угроз; использование посещения детей для контроля над взрослой жертвой; упреки, выражающиеся в таких словах как "ты плохая мать, так как хочешь работать" и т.п.

Дети, которые являются свидетелями домашнего насилия, подвержены повышенному риску приобретения таких эмоциональных и поведенческих проблем как тревожность, депрессия, плохая успеваемость в школе, низкая самооценка, ночные кошмары, физическое недомогание. Такие дети также имеют склонность к агрессивному поведению в детстве и подростковом возрасте.

Дети, которые являются свидетелями насилия в родительских отношениях, часто приобретают те же самые психологические проблемы, что и дети, которые подвергаются насилию.

Меры безопасности:

- Женщина может обратиться за помощью к соседям, родственникам, друзьям.

- Можно договориться с соседями о вызове милиции, если они услышат шум или крики из квартиры.

- Для сбора доказательств по факту совершения преступления необходимы свидетельства посторонних людей о происходящем насилии.

- Ключи от квартиры (машины) необходимо иметь в кармане домашней одежды, чтобы в опасный момент можно было покинуть помещение, впустить сотрудников милиции или вернуться за необходимыми вещами.

- Возможно, следует хранить дубликаты ключей у доверенных лиц или соседей.

- Желательно заранее отдать на хранение близким людям документы или нотариально заверенные их копии, так как агрессоры склонны к уничтожению документов.

- Необходимые лекарства и игрушки, - если возможно, хранить сумку с самыми необходимыми вещами, лекарствами, детскими игрушками.

- Необходимо знать телефоны дежурной части милиции, "кризисных" комнат, медицинских учреждений, где женщина и ее дети могут получить помощь.

Как распознать "агрессора"?

Партнер имеет склонность к насилию если:

- подвержен быстрой смене настроений - от спокойствия к ярости;

- винит вас во всех проблемах;

- грозит покончить собой, если вы разорвете с ним отношения;

- угрожает вам убийством;

- как правило всегда зол на кого-нибудь или на что-нибудь, ломает или портит вещи;

 - агрессивен по отношению к домашним животным.

"Семейное насилие является одним из видов современного терроризма и самым страшным из проявлений насилия. Если на человека нападут на улице, к нему могут прийти люди на помощь. Дома же человек остается с насильником один на один. В этом трагизм явления..."

Как не поддаваться панике из-за пандемии коронавируса в мире

Практически все страны Европы ввели карантин, границы между странами уже закрыты, граждан призывают оставаться дома, сократить контакты и по возможности работать удаленно. Люди скупают маски и антисептики для рук, в интернете появляется много недостоверной информации, которая только пугает. Чтобы в это время не поддаться панике, важно знать, как правильно себя вести.

Паника представляет собой психологическое состояние нашего организма, реагирующего на угрозу, и проявляется в виде ощущения внутреннего напряжения, волнения, острого страха и/или неуправляемого стремления избежать опасной ситуации.

Рассмотрим три способа противостоять панике:

1. Отбросьте эмоции и сделайте ставку на мышление.

В критической ситуации необходимо отбросить эмоции, переживания и делать ставку на мышление. Ознакомьтесь с имеющейся информацией. В случае с коронавирусом узнайте все о симптомах, профилактике, рекомендации, статистику; проанализируйте и продумайте подходящие действия, которые стоит предпринять, чтобы предотвратить опасную ситуацию или минимизировать последствия.

Даже если считаете возникшую проблему (в случае введения карантина) на первый взгляд полностью безнадежной, попробуйте взглянуть на нее со стороны – составив перечень способов решения, продумав выгоды и последствия каждого варианта. Если удастся найти относительно безболезненный метод решения проблемы, паника сразу же отойдет.

2. Не драматизируйте ситуацию.

Тревога является естественной реакцией организма для защиты от опасностей и опасных явлений, но не нужно драматизировать ситуацию. На случай повышенного волнения и тревожности составьте для себя список вещей и занятий, которые помогают вам чувствовать себя уверенно и спокойно, что-то вроде успокоительного для вас.

Для удобства разделите эти действия на категории:

  • запахи. Вспомните все запахи, с которыми у вас ассоциируется спокойствие и комфорт – запах в кофейне, эфирные масла, запах леса и так далее;
  • звуки и музыка;
  • вкусовые ощущения;
  • действия – занятие спортом, чтение, рисование.

Когда закончите, внесите дела из этого списка в свой календарь. Сделайте так, чтобы каждый день вы могли уделять хотя бы 15 минут одному из вышеперечисленных действий.

3. Следите за своим здоровьем

Важно помнить, что увереннее с волнениями и паникой справляется крепкий организм с хорошим иммунитетом. Чтобы не поддаваться ненужным волнениям, следите за следующими процессами: высыпайтесь, отдыхайте, отвлекайтесь от повседневных задач, позаботьтесь о полноценном и качественном питании.

Не забывайте об интересах и увлечениях, на которые можно переключить внимание. Не удается? Выполняйте монотонную работу по дому: стирка, уборка или глажка и отвлекут, и принесут чувство завершенности дела.

Справиться с паникой бывает довольно затруднительно, но, кроме вас, никто не способен сделать это.

Педагог-психолог                                                      А.В.Андрушкевич

Психологическая безопасность ребенка

Понятие «психологическая безопасность» чаще всего раскрывается через использование понятий «психологическое здоровье» и «угроза». При этом психологическая безопасность трактуется как такое состояние, когда обеспечено успешное психическое состояние ребенка и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы его психическому здоровью.

Само содержание понятия «безопасность» означает отсутствие опасностей или возможностей надежной защиты от них. Опасность же рассматривается как наличие и действие различных факторов, которые являются дисфункциональными, дестабилизирующими жизнедеятельность ребенка, угрожающими развитию его личности.

Предусмотреть возникновение опасности довольно сложно. В настоящее время нет достаточно обоснованной и подробной общей классификации угроз психологической безопасности и возможных источников их в дошкольном учреждении. Но в то же время и оздоровительная программа без системы упреждающих мер будет не столь эффективной.

Основные источники угроз психологической безопасности личности можно условно разделить на две группы: внешние и внутренние.

ВНЕШНИЕ ИСТОЧНИКИ УГРОЗЫ ПИСХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ:

Физические:

  1. неблагоприятные погодные условия;
  2. недооценка значения закаливания, сокращение длительности пребывания ребенка на свежем воздухе;
  3. нерациональность и скудность питания, его однообразие и плохая организация;
  4. несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений, и в первую очередь отсутствие режима проветривания;
  5. враждебность окружающей ребенка среды, когда ему ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление пространства; отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении; действую необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребенка.

Социальные:

  1. манипулирование детьми, наносящие серьезный ущерб позитивному развитию личности - это проявляется в том, что взрослые стремятся сделать за ребенка все, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы как в деятельности, так и в принятии решений;
  2. межличностные отношения детей с другими детьми. Бывает так, что детское общество отвергает кого то из сверстников, а воспитатели долгое время этого не замечают или не находят достаточно эффективных средств для устранения такого влияния. В результате у отвергаемых детей появляется чувство дезорганизации в микросоциуме, каковым является для ребенка учреждение дошкольного образования. Кроме того, в детском коллективе уже в раннем возрасте могут проявляться грубость и жестокость, на которую также нет должной реакции педагогов;
  3. интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней;
  4. неправильная организация общения – преобладание авторитарного стиля общения, отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых;
  5. отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском обществе.

ВНУТРЕНИЕ ИСТОЧНИКИ УГРОЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЕНКА:

  1. Сформировавшиеся в результате неправильно воспитания в семье привычки негативного поведения, – в результате чего ребенок отвергается сознательно детьми и бессознательно – взрослыми;
  2. Осознание ребенком на фоне других детей своей неуспешности – это способствует формированию комплекса неполноценности и зарождение такого, например, отрицательного чувства как зависть.
  3. Отсутствие автономности – прямая зависимость во всем от взрослого, порождающая чувство беспомощности, когда приходится действовать самостоятельно.
  4. Индивидуально-личностные особенности ребенка, например сформировавшиеся  (не без помощи взрослых) боязливость или привычка быть в центре внимания.
  5. Патология физического развития, например нарушение зрения, слуха.

Общим же источником угроз психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отражает его мир, т.е. вводит его в заблуждение, в мир иллюзий, – проще говоря, когда взрослые обманывают его. И это может привести к психологическому срыву. Например: убеждают ребенка, что мама скоро придет, и малыш находится в состоянии напряженного ожидания.

Признаки стрессового состояния при нарушении психологической безопасности могут проявляться:

  • В трудностях засыпания и беспокойном сне;
  • В усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;
  • В беспричинной обидчивости, плаксивости, повышенной агрессивности;
  • В рассеянности , невнимательности;
  • В беспокойстве, непоседливости;
  • В отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально «жмется «к ним;
  • В проявлении упрямства;
  • В том что он постоянно сосет соску, палец, жует что-нибудь, слишком жадно без разбора ест, заглатывая при этом пищу ( иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетите);
  • В боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать а играх сверстников ( часто ребенок бесцельно бродит по игровой, не находя себе занятия);
  • В игре с половыми органами;
  • В подергивании плеч, качании головой, дрожании рук;
  • В снижении массы тела или наоборот, начинающих проявляться симптомах ожирения;
  •  В повышенной тревожности;
  •  В дневном и ночном недержании мочи, которого ранее не наблюдалось.

Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения (только в том случае если они не наблюдались ранее).

"О чём будут помнить наши дети"


Далеко не все воспоминания вызывают улыбку, но все же среди них есть удивительно счастливые моменты, о которых мы будем помнить всегда. И если мы хотим, чтобы и у наших детей в будущем были такие воспоминания, то нам нужно делать не так уж и много:

1. Читать им.
Да, это красиво уже само по себе, но в чтении ребенку есть и своя магия. Книги создают волшебный и загадочный мир, частью которого вы становитесь. Поэтому не важно, сколько лет ребенку, нужно читать ему, читать вместе с ним, просто читать…

2. Слушать своих детей.
В современном сумасшедшем мире так легко сказать: «Подожди секунду, мне некогда!», а реальность такова, что ничего не изменится ни через секунду, ни даже через минуту, и ребенок так и остается без желаемого внимания. А когда мы вроде бы готовы выслушать, то ребенок уже или перехотел рассказывать или даже забыл, что хотел сказать. Дети просто хотят поделиться с родителями какими-то своими моментами. Да, для взрослых это все кажется неважным и ненужным, но для малышей это является приоритетным! Поэтому, прежде чем сказать ребенку подождать секунду, нужно подумать о том, что телефон, компьютер, социальные сети и телевизор не обидятся, не получат душевные травмы, если вы не обратите на них внимания. А дети – да.

3. Обнимать детей.
Неважно, маленькие мы или большие, но мы все нуждаемся в объятиях. Каждый ребенок индивидуален, кто-то хочет быть затисканным, кому-то одного объятия будет более чем достаточно, нужно просто обратить внимание на их потребности и не отказывать детям в них. Только не нужно спрашивать, обнять или нет! Скажите: «Я хочу тебя обнять!» и обнимайте. Объятия - это символ не только любви, но еще и уверенности, защиты и просто счастья.

4. Создавать семейные традиции.
Например, устраивать раз в неделю ночь или вечер кино, когда вся семья смотрит вместе фильм. И поверьте, это не будет просто просмотром фильма, когда речь идет о традиции!

5. Совместный приём пищи
Время летит быстро, готовка занимает много времени, а работа съедает все остальное. В силу разных графиков и просто желаний членов семьи, оказаться всем сразу за одним столом становится очень сложно. В результате дети перекусывают хлопьями, хот-догами, мороженым и т.д. Но даже не это самое страшное! Важно то, что отсутствие совместных трапез самым негативным образом сказывается на отношениях в семье, на доверительности и теплоте. Поэтому нужно выбрать хотя бы один прием пищи, будь то завтрак, обед или ужин, и всегда проводить его всем вместе.

6. Говорить им, что они самые любимые на свете.
Психологи советуют говорить детям, что вы их любите до 10 раз в день. Поверьте, детям это очень важно – знать, что они любимы.

7. Поддерживать детей во их начинаниях, и праздновать их маленькие победы!
Дети хотят, чтобы у них все получалось исключительно с первого раза, и когда этого не происходит у них опускаются руки. Роль взрослого поддержать ребенка в этот момент, объяснить, что с первого раза получается не у всех, просто нужно потренироваться или попробовать еще разок.
Все дети разные и достижения у них разные. Кто-то в 5 лет читает лучше, чем кто-то в 10 лет. Кто-то успешен в спорте, а у кого-то просто аллергия на мяч. Кто-то лучший ученик в классе, а кто-то занимается с репетиторами. Но у каждого ребенка есть что-то, что удается ему хорошо, и чем бы это ни было, родители должны это поддерживать и праздновать все достижения!


 

8.Играть вместе.
Все дети любят играть, но взрослым эти забавы обычно кажутся неинтересными. Но нужно просто найти то, что будет приносить удовольствие всей семье - настольные игры, походы, рыбалка, отдых на природе, игровые виды спорта, езда на велосипеде, чтение, просмотр фильмов, любая деятельность, которая обеспечит веселое времяпровождение и объединит всех, создавая воспоминания, которые дети никогда не забудут.

9. Помнить о своих обещаниях.
Да, мы столько всего обещаем и так часто забываем это сделать… А жизнь детей состоит из моментов, и эти ситуации становятся очень болезненными для них… Поэтому все те мероприятия, которые исключительно важны для ребенка - собрания, дни рождения, репетиции, конкурсы, спортивные соревнования, конференции, не должны быть забыты родителями никогда! И для детей станет самым важным именно тот факт, что о нем помнят, не забыли… И в дальнейшем, повзрослев, ребенок сам научится выполнять свои обещания…

Уважаемые родители!

Ваши дети скоро пойдут в школу. Очень важно, чтобы в этот период, самый трудный для ребенка, Вы всегда были рядом. Что же такое «Готовность к школе»?

Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.

Поступление  в  школу  -  новый  этап  в  жизни  ребенка,  чрезвычайно  ответственный  как  для  самого  ребенка,  так  и  для  его  родителей.

Отечественными  и  зарубежными  психологами  признается  тот  факт,  что  эффективным  школьное  обучение  может  быть  только  в  том  случае,  если  будущий  первоклассник  обладает   нужными  и  достаточными  для  обучения  качествами.

Учеба – это серьезный труд, требующий значительного интеллектуального, эмоционального и физического напряжения. Начало года всегда наиболее трудно.

И первые неудачи, помноженные на непонимание, и нетерпение взрослых, могут сломать малыша и надолго отбить охоту учиться.

            Однажды кто-то сказал, что школа – это как стихийное бедствие, которое неотвратимо и которое нужно пережить, по возможности с наименьшими потерями. Хорошо, если ребенок в трудный первый год учебы будет ощущать вашу поддержку. «Давай, еще раз попробуешь, еще чуть-чуть постараешься, и будет немного лучше». Вот так, шаг за шагом, вместе преодолевая полный штиль безуспешности, выстаивая при сильном ветре неудач, все равно, продвигаясь вперед. Ваша вера в успех, спокойное, ровное отношение помогут ребенку справиться со всеми трудностями.

Чтобы ребенок вступил в эту жизнь радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить ряд рекомендаций:

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

  1. Постарайтесь создать в семье спокойную, дружескую атмосферу.
  2. Установите четкие требования к ребенку и будьте последовательны в их предъявлении.
  3. Будьте терпеливы.
  4. Формируйте у ребенка навыки самообслуживания и личной гигиены.
  5. Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми.
  6. Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его внимательно.
  7. Если Вы увидите, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия).
  8. Говорите с ребенком короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов. Давайте простые и понятные объяснения.
  9. Спрашивайте у ребенка: «Что ты делаешь?» , «А как ты думаешь?», «А как бы ты поступил?»
  10. Каждый день читайте ребенку. Заботьтесь о том, чтобы у него были новые впечатления.
  11. Занимайтесь с ребенком совместной творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте …
  12. Поощряйте любопытство.
  13. Не скупитесь на похвалу.

РАДУЙТЕСЬ  ВАШЕМУ  РЕБЕНКУ!!!

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!!!

Общая ориентация детей в окружающем мире и оценка запаса бытовых знаний, у будущих первоклассников, производится по ответам на следующие вопросы

  1. Как тебя зовут?
  2. Сколько тебе лет?
  3. Как зовут твоих родителей?
  4. Где они работают и кем?
  5. Как называется город, в котором ты живёшь?
  6. Какая река протекает в нашем городе?
  7. Назови свой домашний адрес.
  8. Есть ли у тебя сестра, брат?
  9. Сколько ей (ему) лет?
  10. Насколько она (он) младше (старше) тебя?
  11. Каких животных ты знаешь? Какие из них дикие, домашние?
  12. В какое время года появляются листья на деревьях, а в какое опадают?
  13. Как называется то время дня, когда ты просыпаешься, обедаешь, готовишься ко сну?
  14. Сколько времён года ты знаешь?
  15. Сколько месяцев в году и как они называются?
  16. Где правая (левая) рука?
  17. Прочти стихотворение.
  18. Знания математики:
  • счёт до 10 (20) и обратно
  • сравнение групп предметов по количеству (больше – меньше)
  • решение задач на сложение и вычитание

Выяснить, есть ли у вашего ребёнка интерес к обучению в школе, помогут следующие вопросы

  1. Хочешь ли ты пойти в школу?
  2. Зачем нужно ходить в школу?
  3. Чем ты будешь заниматься в школе?
  4. Что такое уроки? Чем на них занимаются?
  5. Как нужно вести себя на уроках в школе?
  6. Что такое домашнее задание?
  7. Зачем нужно выполнять домашнее задание?
  8. Чем ты будешь заниматься, когда придёшь домой из школы?

Памятка родителям первоклассников

  • Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

  • Обсудите с ребенком те правила нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

  • Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учиться, у него может не все сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

  • Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его выполнением.

  • Не пропускайте трудности. Возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

  • Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что его можно было бы похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

  • Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

  • С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

  • Учение - это не легкий труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игр.

                                     

10 ЗАПОВЕДЕЙ ДЛЯ МАМЫ И ПAПЫ ПЕРВОКЛАССНИКА

 • НАЧИНАЙТЕ «ЗАБЫВАТЬ» О ТОМ, ЧТО ВАШ РЕБЕНОК МАЛЕНЬКИЙ.

Давайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей. Сделайте это мягко: «Какой ты у нас уже большой, мы даже можем доверить тебе помыть посуду» (вымыть пол, вытереть пыль, вынести ведро и т.д.).

• ОПРЕДЕЛИТЕ ОБЩИЕ ИНТЕРЕСЫ.

Это могут быть как познавательные интересы (любимые мультфильмы, сказки, игры), так и жизненные (обсуждение семейных проблем).

• ПРИОБЩАЙТЕ РЕБЕНКА К ЭКОНОМИЧЕСКИМ ПРОБЛЕМАМ СЕМЬИ.

Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете (например, дайте ему деньги на хлеб и на мороженое, комментируя сумму на тот и на другой продукт). Ставьте в известность об отсутствии денег в семье, ходите в магазин вместе.

  • НЕ РУГАЙТЕ, А ТЕМ БОЛЕЕ НЕ ОСКОРБЛЯЙТЕ РЕБЕНКА В ПРИСУТСТВИИ ПОСТОРОННИХ.

Уважайте чувства и мнения ребенка. На жалобы со стороны окружающих, даже учителя или воспитателя, отвечайте: «спасибо, мы дома обязательно поговорим на эту тему».

• НАУЧИТЕ РЕБЕНКА ДЕЛИТЬСЯ СВОИМИ ПРОБЛЕМАМИ.

Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие со сверстниками и взрослыми.

Искренне интересуйтесь его мнением, только так Вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию.

ПОСТОЯННО ГОВОРИТЕ С РЕБЕНКОМ.

Развитие речи - залог хорошей учебы. Были в театре (цирке, кино) - пусть расскажет, что ему больше всего понравилось. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребенок чувствовал, что Вам это действительно интересно.

• ОТВЕЧАЙТЕ НА КАЖДЫЙ ВОПРОС РЕБЕНКА.

Только в этом случае его познавательный интерес никогда не иссякнет.

  • ПОСТАРАЙТЕСЬ ХОТЬ ИНОГДА СМОТРЕТЬ НА МИР ГЛАЗАМИ ВАШЕГО РЕБЕНКА.

Видеть мир глазами другого - основа для взаимопонимания.

• ЧАЩЕ ХВАЛИТЕ, ВОСХИЩАЙТЕСЬ ВАШИМ МАЛЫШОМ.

На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: «Получится обязательно, только нужно еще несколько раз попробовать». Формируйте высокий уровень притязаний. И сами верьте, что Ваш ребенок может все, нужно только чуть-чуть ему помочь. Хвалите словом, улыбкой, лаской и нежностью, а не отделывайтесь такого рода поощрениями, как покупка новой игрушки или сладостей.

• НЕ СТРОЙТЕ ВАШИ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С РЕБЕНКОМ НА ЗАПРЕТАХ.

Согласитесь, что они не всегда разумны. Всегда объясняйте причины, доводы Ваших требований, если возможно предложите альтернативу. Уважение к ребенку сейчас - фундамент уважительного отношения к Вам в настоящем и будущем.

Готов ли ваш ребенок к школе?

Проверим слух, речь, логику...

На самом деле готовность к школе – это отнюдь не умение читать и считать. Дорос ребенок или нет до серьезных систематических занятий, мы можем судить по многим факторам, выяснить которые можно с помощью игры.

Умение подчиняться действовать по правилам и контролировать свои действия?

Есть такая игра: «Да» и «нет» не говорить, «черное» и «белое» не называть». Поиграйте в нее с ребенком. Задавайте простые вопросы: «Ты любишь шоколад?», «Какого цвета мороженое?». Он должен отвечать, не говоря слов «да» и «нет», не называя черного и белого цветов. Вопросов не должно быть больше 10.

Если отвечает почти без ошибок, значит, уровень самоконтроля достаточно высок.

Уровень развития речи. Это один из самых важных критериев готовности ребенка к обучению в школе.

Попросите малыша пересказать короткий (не больше 6–7 предложений) рассказ либо содержание небольшого комикса. По тому, как ребенок рассказывает, можно оценить умение согласовывать слова, правильно строить предложения, а также логику рассказа – наличие сюжетной линии (начало, середина, конец).

Уровень развития фонематического слуха?

Поиграйте в игру «Назови лишнее слово». Вы выбираете какое-то слово, например, «гора», и повторяете его несколько раз, а потом вместо него говорите другое, похожее. Задача ребенка – услышать и назвать это другое слово. Например, взрослый говорит (проговаривая по одному слову в секунду):


Гора, гора, пора, гора, нора, гора, гора.
Голос, голос, голос, голос, колос, голос, волос
Коса, коса, коса, роса, коса, коса, коза.

Если ребенок слышит и называет «лишние» слова, значит, с фонематическим слухом у него все в порядке. Если же ошибается, ему нужно этот слух потренировать. Произносите ряды слов медленнее, обращайте внимание ребенка на звуковые различия.

Вторая игра – «Назови звуки». Взрослый просит малыша назвать первый и последний звуки в словах «свет» (оба звука согласные), «корма» (первый звук – согласный, последний – гласный), «индюк» (первый звук – гласный, последний – согласный), «езда» (оба звука гласные). Если ребенок часто ошибается и не замечает своих ошибок, его фонематический слух пока не развит.

Чтобы узнать, умеет ли он делить слова на слоги, можно воспользоваться игрой «Раздели слово». Взрослый говорит слово, а ребенок делит его на части, хлопая в ладоши. Слова лучше взять трехсложные: «корова», «кадушка», «лепешка», «караван»...

Умеет ли выполнять логические операции: устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное?

Попросите ребенка закончить предложения: «Если выйдешь на улицу зимой без одежды, то...», «Прошел дождь, поэтому...».

В игре «Четвертый лишний» предлагают ряды из 4 картинок. В каждом случае малыш должен убрать одну, на его взгляд, лишнюю. Например: стол, стул, диван, окно. Или: брюки, рубашка, жилет, мальчик. Игра «Аналогии» поможет определить, насколько у ребенка сформированы основы словесно-логического мышления. Ему называют три слова. Два первых – пара. Требуется подобрать аналогичную пару к третьему слову. Например: «день – ночь, лето – ... (зима)»; «часы – время, градусник – ... (температура)», «глаз – зрение, ухо – ... (слух)».

Если ребенок допустил не больше 1–2 ошибок, значит, словесно-логическое мышление у него уже сформировалось.

Достаточно ли развиты тонкая моторика (работа мелких мышц руки) и зрительно-моторная координация? Без этих навыков ребенка не обучить письму.

Обратите внимание, как малыш владеет карандашом, ручкой, ножницами, насколько успешно перерисовывает узоры, вырезает геометрические фигуры.
Если у ребенка в 6–6,5 года есть все перечисленные навыки, он сможет справиться с требованиями школьной программы. Если навыков нет, не спешите отдавать его в школу – он к ней пока не готов. Учиться ему сейчас будет трудно, да и вам требовать от него хороших результатов – тоже.

ПАМЯТКА

Критерии готовности к обучению в школе

К началу обучения в школе дети должны уметь:

  • Строить  сложные предложения разных видов;
  • Составлять рассказы, небольшие сказки по картинке, серии картинок;
  • Находить слова с определенным звуком;
  • Определять место звука в слове;
  • Составлять предложения из 3-4 слов;
  • Расчленять слова на слоги (части);
  • Расчленять простые предложения на слова;
  • Различать жанры художественной литературы: сказка, рассказ, стихотворение;
  • Самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов;
  • Уметь различать по внешнему виду растения данной местности;
  • Иметь представление о сезонных явлениях природы;
  • Знать свой домашний адрес, телефон, фамилию, имя и отчество родителей.

К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления.

            Нужно знать и уметь:

  • Числа первого десятка, прибавлять единицу к предыдушему и вычитать единицу из следующего за ним;
  • Цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
  • Знаки +, -, =,
  • Название месяцев, последовательность дней недели;
  • Называть числа в прямом и обратном порядке;
  • Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
  • Пользоваться арифметическими знаками;
  • Измерять длину предметов с помощью условной мерки;
  • Составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;
  • Делить круг, квадрат на 2 и 4 части.

Критерии психологической готовности ребенка к школе

  1. Социально-психологическая готовность к школе:
  • Учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);
  • Умение общаться со сверстниками и взрослыми (легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций, признает авторитет взрослых).
    1. Школьно-значимые психофизические функции:
  • Развитие мелких мышц руки (уверенно владеет карандашом, ножницами);
  • Пространственная ориентация, координация движений (владеет определениями выше – ниже, больше - меньше, вперед - назад, справа - слева);
  • Координация в системе глаз – рука (может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру, зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);
  • Логическое мышление (находит сходство и различие предметов при сравнении, правильно объединяет предметы в группы по общим признакам);
  • Произвольное внимание (удерживает внимание на выполняемой работе в течение 15-20 мин.).

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

для сохранения эмоционального здоровья вашего ребенка

1. Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.

Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?» Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе.

Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.

2. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.

Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.
Во время любой беседы с учителем выразите свое стремление сделать все возможное для того, чтобы улучшить школьную жизнь ребенка. Если между вами и учителем возникают серьезные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их, даже если придется беседовать для этого с директором школы. Иначе вы можете случайно поставить ребенка в неловкое положение выбора между преданностью вам и уважением к своему учителю.

3. Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.

Ваш ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость — как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий. Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений: например, ты на полчаса больше можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше — за плохие. Такие правила сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам.

4. Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок.

Вам необходимо знать, какова школьная жизнь вашего ребенка, и быть уверенным, что он получает хорошее образование в хороших условиях. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые родительским комитетом и педагогическим коллективом. Используйте любые возможности, чтобы узнать, как ваш ребенок учится и как его учат. Следует также иметь информацию о квалификации учителя, дисциплинарных правилах, установленных в школе и классе, различных возможностях обучения, предоставляемых школой вашему ребенку.

5. Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.

Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.

6. Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.

Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен понравившийся фильм. Или любовь ребенка к играм можно превратить в стремление узнавать что-нибудь новое.

Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.

7. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.

Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.

Левша – человек-загадка?

Человеческий организм – большая загадка для самого же человека.

Кто такой левша? Это человек, у которого доминирует правая половина головного мозга.

Обычно доминирует какая-либо половина мозга, при этом происходит перекрещивание, т.е. правой половиной человеческого тела управляет левое полушарие, а левой - правое. Ученые выделили степени доминирования: сильно выраженная (“стопроцентный” правша или ярко выраженный левша) и слабо выраженная (может быть 1-2 признака “левшества” - ведущий левый глаз и левое ухо, но ведущая рука – правая).

А люди, так называемые амбидекстры, у которых одинаково работают оба полушария, они одинаково хорошо владеют обеими руками, ушами, глазами, т.е. парными органами. Таких людей немного, но, по исследованиям ученых, их количество постоянно растет.

Как же выяснить, к какому типу относится человек? Далее приведем тесты, а пока – общие характеристики.

Если человек – “стопроцентный” правша, у него наблюдаются следующие признаки:

Пишет и выполняет большинство действий, особенно сложных, правой рукой

Трубку телефона прикладывает к правому уху

Ведущие глаз, ухо – правые

Ведущая нога тоже правая (она толчковая, с нее человек начинает идти)

Если же хоть один из этих признаков имеет зеркальное отражение (при ведущей правой руке лучше слышит левое ухо, например) – это более (или менее) выраженный левша. Таких людей ученые называют “скрытыми левшами”.

Ученые, проводившие исследования по выявлению явных и скрытых левшей, выяснили, что таких людей – 62%! Т.е. больше половины здоровых людей! Хоть у разных исследователей процентное соотношение левшей-правшей несколько отличается, все равно получается, что левши составляют около половины общего населения.

Большинство людей являются “частичными” левшами (т.е. ведущая рука – левая, а ведущий глаз, например, правый).

У маленьких детей скрытая леворукость, явные признаки ведущего правого полушария наблюдаются гораздо чаще, чем у взрослых. Также часто дети одинаково хорошо владеют и левой, и правой руками, т.е. являются амбидекстрами. Считается, что до года закладывается основа развития мозга, а ведущее полушарие формируется к 6-7 годам, но уже в 4 года можно уверенно сказать, какая рука у малыша ведущая.

За что “отвечают” полушария?

Левое полушарие отвечает за логическое, аналитическое, абстрактное мышление. Отвечает за речь (примерно 50% по последним исследованиям).

Правое полушарие обрабатывает информацию одномоментно (т.е. левши и амбидекстры при тестировании справляются с заданиями быстрее). Принимает участие в адаптационных процессах. Отвечает за эмоции, интуитивные способности, “помогает” понимать юмор, отвечает за пространственно-зрительные функции (ориентация на местности). Очень музыкально, чутко реагирует на интонацию. Отвечает за образное мышление, воображение, творческие способности.

Любая деятельность “делится между полушариями мозга так, что одни этапы выполняются правым, а другие – левым, т.е. полушария головного мозга работают в тесном взаимодействии, дополняют друг друга.

Какие проблемы возникают у детей–левшей и амбидекстров (оба полушария работают одинаково).

Обучение письму, грамоте рассчитано на праворуких детей, жесткие требования (класть тетрадь горизонтально с небольшим наклоном, держать ручку определенным образом, т.д.) мешают детям неправшам полноценно развиваться , нарушается усвоение информации, происходит нарушение почерка, возникают грамматические ошибки.

Часто дети в начале освоения навыков письма изображают буквы, цифры зеркально (“Е” и “З”, “6” и “9”, т.д.) Это говорит о том, что у ребенка еще не сформировалось окончательно распределение функций полушарий, со временем ошибки исчезнут, бояться их и бороться за “правильность” не стоит.

Обычно такие дети хорошо рисуют, одарены музыкально, а вот с письмом и чтением примерно лет до 9и (у каждого индивидуально) возникают проблемы.

Часто у левшей происходит задержка речевого развития, неправильное произношение звуков, но и это проходит по мере взросления.

Левши часто не любят точные науки, но не из-за того, что им неинтересно или сложно. Просто обучение в школе строится с учетом особенностей восприятия правшей, в леворукие дети несколько по-другому усваивают учебный материал.

У таких детей хорошо развита интуиция, образное мышление, а вот логика “хромает”.

Не переучивайте ребенка - левшу! И не позволяйте этого делать другим взрослым (учителям, воспитателям, родственникам)!

У детей-левшей, которых упорно переучивали, развивается невроз, вот некоторые его проявления:

Нарушения сна, нарушения аппетита, головные боли, страхи, дневной и ночной энурез, вялость, заторможенность, ухудшение зрения.

Наиболее часто у детей-левшей школьного возраста наблюдается астенический невроз. Его признаки : повышенная утомляемость, резкое снижение работоспособности, ребенок может продуктивно и активно работать только на первых двух уроках, затем усиливается двигательная расторможенность. Дети постоянно жалуются на усталость, они вялые. Приготовление уроков затягивается, повторное переписывание только ухудшает качество работы.

Что делать, если ребенка уже пытались переучивать или переучили, и теперь левша вынужден писать правой рукой?

Не торопитесь сменить руку, особенно если переучивание началось задолго до школы и ребенок уже учится в школе, пользуясь в основном правой рукой. В таком случае придется смириться с некоторым отставанием общего развития, как правило, после 1го класса все налаживается (при отсутствии давления со стороны взрослых).

Но в ситуации, когда ребенок упорно работает левой рукой, несмотря на переучивание, разрешение ее использовать может снять многие проблемы.

Если ребенка переучивали, он пользуется правой рукой, но еще не учится в школе или только начал обучение, смена руки также приведет к решению и предупреждению многих проблем.

ЛЕВША, ПРАВША ИЛИ АМБРИДЕКСТР?

Тесты

Тестируется один ребенок, чтобы исключить “обезьянничанье”. Тесты проводятся несколько раз с временными промежутками (особенно с детьми), и на основе совокупных результатов делается вывод.

Переплетите пальцы рук в “замок”. Если сверху оказался палец правой руки – признак правши.

Примите позу Наполеона (руки скрещены на груди). Рука, которая оказалась сверху – ведущая.

Аплодирование. Правши хлопают правой рукой по неподвижной левой ладони, левши –наоборот. Дети обычно аплодируют обеими ладошками, поставленными параллельно друг другу – признак амбидекстра, тоже относится и ко взрослым, аплодирующим обеими руками.

Человек обычно жестикулирует ведущей рукой.

Испытуемому дают 2 карандаша, завязывают глаза и просят нарисовать два круга или квадрата. Рисунок, выполненный ведущей рукой, получается аккуратнее, при этом движения ведущей руки м.б. медленнее, зато более точными, меньше дрожания, линии более четкие, углы не сглажены. Малыш может тоже попробовать выполнить это задание с открытыми и с закрытыми глазами.

Если ребенок уже умеет писать, попросите его написать свое имя одновременно обеими руками с открытыми или с закрытыми глазами. Как правило, левши ставят обе руки в центр листа и начинают писать правой рукой слева направо , а левой – справа налево. С закрытыми глазами левши пишут свою фамилию в зеркальном, а с открытыми как обычно.

Ребенку предлагается несколько коробков. Задание: “найди спичку в одной из коробочек”. Ведущая та рука, которая совершает активные действия (открывает, закрывает, достает и т.д.)

Вырезание ножницами. Аккуратнее получается ведущей рукой.

Чтобы выявить ведущую ногу, последите, как сидит человек, если при закидывании нога на ногу сверху оказывается правая – она ведущая. При ходьбе ведущая нога делает более широкий шаг.

Чтобы определить ведущий глаз, предложите ребенку посмотреть в маленькую дырочку (в фотоаппарате, в листе бумаги, т.д.) Первым делом к отверстию прикладывается ведущий глаз.

Амбидекстры, выполняя тесты, дают разнобой. Такие люди могут писать правой рукой, слушать левым ухом, есть левой рукой и т.д.

Изображение

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.