Дошкольное детство – благоприятный период для приобщения ребёнка к национальной культуре. Поэтому очень важно начинать воспитывать настоящего патриота своей Родины именно в этом возрасте, когда ребенок начинает интенсивно развиваться в социальном плане. Этот период по своим психологическим особенностям наиболее благоприятен для формирования патриотизма, так как для детей дошкольного возраста характерны высокая восприимчивость, легкая обучаемость, безграничное доверие к взрослым, стремление подражать им, эмоциональная отзывчивость и интерес ко всему окружающему.
В учреждении дошкольного образования, которое является начальным звеном системы образования, формируются первичные представления об окружающем мире, отношение к действительности, возможность почувствовать себя с самых ранних лет гражданами своего отечества.
Целью патриотического воспитания является сформированность основ патриотизма как нравственного качества личности. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с раннего возраста, который формируется под влиянием образа жизни, воспитательной работы в семье и дошкольном учреждении, в школе, в трудовом коллективе.
Формирование у дошкольников ценностного отношения к малой родине – один из аспектов патриотического воспитания.
Родина начинается с любви к той земле, на которой родился и живешь. Но просто любить родную землю недостаточно, необходимо знать историю, культуру, достопримечательности, заповедные уголки, то чем славится родной город, край, знаменитых земляков. У ребенка должно появиться чувство национальной гордости за свою малую родину. Поэтому главной целью является воспитание гражданина, любящего и знающего свой город, край и все, что с ними связанно. Для достижения этой цели педагоги дошкольного учреждения решают следующие задачи:
- воспитание любви и привязанности к своей семье, родному дому;
- формирование нравственных качеств личности через знакомство с историей и современностью родного города;
- формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, гордости за свою малую родину;
- воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям;
- формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому через знакомство с природой родного края.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении Родины. Все начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется. Формировать знания о семье начинаем уже в младшем возрасте: воспитываем внимательное отношение к родителям, поощряем умение называть имена членов семьи.
Постепенно ребенок знакомится с детским садом – учреждением, находящимся в городе. Начиная с младшего дошкольного возраста, развиваем у детей положительное отношение к детскому саду. Формируем уважительное отношение к сотрудникам детского сада, начиная со средней группы, знакомим с традициями детского сада, закрепляем представления ребенка о себе, как о части коллектива.
Знакомство с малой родиной начинается с младшей группы. Дети впервые знакомятся с названием своего города. Начиная со средней группы уделяем внимание самым красивым местам города, его достопримечательностям. В старшем дошкольном возрасте – знакомим с информацией о замечательных людях, прославивших наш край, о культуре и традициях родного края.
В процессе работы происходит ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города.