Направления работы
Деятельность руководителя физического воспитания осуществляется по нескольким направлениям:
- использование современных здоровьесберегающих технологий. Закаливание, проведение утренних гимнастик, гимнастик после сна, коррекционных гимнастик. Закаливание детей дошкольного возраста в ДОУ состоит из системы мероприятий, включающих элементы закаливания в повседневной жизни, которые включены в режимные моменты и специальные мероприятия: воздушные ванны, солнечные ванны, водные процедуры, правильно организованную прогулку, являются частью физкультурных занятий.
- к этому направлению относятся физкультурные досуги, спортивные праздники с активным привлечением родителей. Например, физкультурный досуг ко «Дню матери»- «Весёлые старты с мамой», «Навстречу друг другу», «Мама, папа, я –спортивная семья и другие.
- обеспечивается путём создания оптимального двигательного режима, доброжелательного стиля общения инструктора по физической культуре с детьми, использование приёмов релаксации и др.
- «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие) на занятиях по Физической Культуре.
- это достигается путём решения следующих задач: развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями); формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Что такое День Здоровья?
В системе массовых мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей и формирование здорового образа жизни, важная роль принадлежит дням здоровья. Проводят один раз в 3 месяца (лучше всего на каникулах).
Дни здоровья призваны содействовать оздоровлению детей и предупреждению утомления. В эти дни отменяются все учебные занятия, активизируется двигательная деятельность детей, организуются самостоятельные игры, музыкальные развлечения. В холодное время года пребывание на открытом воздухе по возможности удлиняется, в теплое - вся жизнь детей выносится на открытый воздух. Эти дни отличаются разнообразной и интересной двигательной деятельностью, насыщенной вариативностью стимулирующих и активирующих форм и приёмов, способствующих формированию двигательного опыта детей, укреплению здоровья, закаливанию организма.
На днях здоровья дети приобретают опыт активного отдыха.
День здоровья начинается утреннего приемом детей, который может проходить в занимательной, шуточной форме. Детям и родителям предлагают различные веселые задания, прежде чем они попадут в группу: это может быть 4 полоса препятствий, загадывание загадок о спорте и т. д.
Утренняя гимнастика проводится тоже необычно. В ней участвуют сказочные персонажи, приглашаются родители, работники детского сада. Утренняя гимнастика должна быть связана с темой дня и проводится в нетрадиционной форме. Это может быть:
- зарядка бодрости,
- эмоционально-стимулирующей гимнастика,
- аэробика,
- гимнастика «Маленьких волшебников» с элементами массажа, самомассажа биологически активных точек кожи и психогимнастики.
Дальнейшая программа первой половины дня здоровья для каждой группы своя.
В нее включаются простейшие туристические походы, подвижные игры и упражнения на воздухе, физкультурные занятия, соревнования, конкурсы сюжетно-ролевые игры, спортивные конкурсы и викторины,
упражнения на дорожках здоровья и закаливания;
солнечные и воздушные ванны, эстафеты и т. д.
Целесообразно к этому дню приурочить подарки в виде физкультурных пособий, двигательных игрушек, красочно оформить территорию детского сада. Все это способствует подъему настроения, повышению активности детей.
Во второй половине дня может быть проведен физкультурный праздник или досуг с участием родителей.
В планировании, организации и проведение дня здоровья принимают активное участие не только инструктор по физической культуре, но и все воспитатели, и другие «узкие» специалисты ГУО, медицинский работник.
Дни здоровья должны иметь тематику, которая конкретизируется в каждой возрастной группе или по всему ДУ. Напрмер,
- «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»;
- «Быть здоровыми хотим – помогает нам режим»;
- «Гигиена, чистота – нам здоровье, красота»;
- «Здоровое питание»;
- «Спорт – здоровье», «Движение-здоровье»;
- «Нет» - вредным привычкам»;
- «Народные игры – удальцам раздолье и забава»;
- «Веселье и смех – нам здоровье и успех»;
- «Природа и здоровье» и т.д.
Двигательная нагрузка регулируется педагогами в соответствии с возрастом, физической подготовленностью и состоянием здоровья детей.
Во избежание переутомления дошкольников, интенсивные формы необходимо чередовать с малоподвижными играми и ситуациями, релаксационными паузами, придавая участию детей непринуждённый характер и способствуя их оздоровлению.
Наиболее эффективны дошкольников физкультурные праздники и досуги с выполнением упражнений соревновательного характера (для старших дошкольников), всевозможные викторины и детские концерты (для детей младшего возраста).
Успешное проведение дней здоровья является результатом слаженной и организованной работы всего коллектива ГУО и семьи, объединяющей взрослых и детей общими целями.
Таким образом, методически правильно организованная работа по физическому воспитанию призвана удовлетворить естественную потребность детей в движении и способствовать своевременному овладению ими двигательными навыками и умениями, формировать положительную самооценку к себе и деятельности товарищей.
Такая работа с детьми дошкольного возраста ценна и тем, что создает условия для эмоционально - психологического благополучия, так как оказывает большое влияние на развитие ума, воспитание характера, воли, нравственности, создает определенный духовный настрой, пробуждает интерес к самовыражению, способствует не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияет на детскую психику.